Внедрение мультимедийных и интерактивных технологий в музейное пространство - тема, всё больше набирающая популярность. И как любая растущая отрасль, имеет ряд моментов, о которых ведутся жаркие споры.
Нужно ли привносить технику в пространство музея, такое традиционное и душевное? Ответ неоднозначен.
«Нет» - если мультимедиа живет своей жизнью внутри музея (или просто "стоит", а не живет вовсе), а при этом еще и выглядит как "куча телевизоров/металла".
И безусловное «Да»! - если мультимедиа - хорошо продуманный инструмент, несущий информационно-познавательный и впечатляющий эффект.
Важно не увлекаться технологиями ради технологий, привлекать внимание, но не отвлекать посетителя от музейного предмета.
Идеальная формула современного музея - технологии плюс руки мастера
Музей, вставший на путь использования мультимедиа-технологий, не всегда оказывается доволен результатами этого выбора. В основном недовольство возникает из-за ошибок, которые проистекают из не совсем верного сценария применения мультимедиа, из-за восприятия технологических средств как самоцели, а не как инструмента.
Среди основных ошибок, совершаемых при технологической модернизации музея можно выделить следующие:
- Приобретение музеем разрозненного оборудования без удобной системы управления;
- Уделение недостаточного внимания контенту, т.е. наполнению;
- Визуальная дисгармония с экспозицией, несвязанность интерактивных мультимедийных инсталляций с общим художественным замыслом экспозиции.
Одна и та же технология (в данном случае проекционная) может выглядеть
в музее совершенно по-разному
Только при преодолении этих ошибок технологии могут действительно реализовать поставленные музеем задачи.
Безусловно, важно и соблюдение очень многих условий конкретной экспозиции: возраст основной аудитории, среднее количество посетителей, пространственные возможности залов.
Разные идеи для разных посетителей музея
Особенно важны такие факторы, как тип экспозиции и тип посещения.
В музеях с богатой, исторически ценной экспонатурой (в особенности это касается художественных музеев) внимание посетителя полностью сосредоточено на предмете. Главное, что может понадобиться посетителю (в отсутствие экскурсовода) - это дополнительная информация об экспонате. Вариант с мобильными приложениями может отвлекать внимание от предмета, возможно, более уместна будет либо электронная этикетка к предмету, либо, для более глубокого изучения - «зоны погружения», находящиеся в музее отдельно от экспозиции. Это комфортные автоматизированные рабочие места, красиво оформленные и содержащие в наглядной форме все предусмотренные методистами музея пласты информации об экспозиции - для заинтересованного посетителя, а также более игровой познавательный контент - для детской аудитории.
В научно-технических, познавательных музеях, в музейно-информационных центрах, напротив, использование интерактивных инсталляций непосредственно в экспозиции, может быть уместно и крайне увлекательно для посетителей!
Что касается типа посещения, то здесь сценарии интерактивных инсталляций могут различаться для группового, семейного и индивидуального посещения.
Экскурсионные группы является во многих музеях России основным источником посетителей. В этом случае подходящими мультимедиа-решениями могут стать отдельно выделенные кинозоны, интерактивные мультитач-столы с заданиями для всей группы, передвижные терминалы, лабиринты и т.д.
Музей истории г. Екатеринбурга, экран коллективного просмотра |
Детский Экологический Центр в Санкт-Петербурге, коллективная игра по экологии и географии для всего класса |
Говоря о семейном посещении с детьми, важно помнить о возможностях создания в музее экспозиционных зон (в том числе и с применением мультимедиа) «с высоты ребёнка», с возможностью интерактивного взаимодействия (потрогать, выдвинуть, открыть и т.д.).
Интерактивный проекционный стол с кнопками в виде кристаллов соли,
Музей соли в г. Люнебурге
Индивидуальному же посетителю зачастую приходится сталкиваться с проблемой «информационного одиночества» в музее. Если посетителю не к кому обратиться за получением интересующей информации, он либо ищет эту информацию потом в Интернете, либо забывает о своём вопросе. Но ведь в музей приходят не только за информацией, но и за подлинностью, за атмосферой. Поэтому у посетителя должна иметься возможность погрузиться в изучение предмета на территории музея. Помимо зон погружения не стоит забывать о таком важном средстве преподнесения информации, как аудиоинсталляции. Это не только привычные аудиогиды, но и стационарные наушники-аудиоэтикетки рядом с витриной или с объектом, погружающие посетителя в определённую эпоху/тему.
Аудиоэтикетка - одна из многочисленных форм рассказа о музейном предмете
Чем мультимедиа может помочь музею
При выполнении всех условий концептуальной обоснованности мультимедийных средств, их грамотном сочетании друг с другом и с экспозицией, технологии могут действительно помочь музею, а именно:
1) Добавить в восприятие впечатление
При общей информационной загруженности общества, яркая подача информации об экспонате или музейной теме в виде авторских инсталляций с применением мультимедиа-технологий позволяет оставить в памяти больше впечатлений о предмете и в целом создать более заинтересованное ощущение от посещения музея.
Пример - интерактивная мультимедийная книга с «оживающими» страницами, Музей истории (г. Екатеринбург)
2) Запоминающимся и наглядным образом показать те предметы, которые вживую показать невозможно
Есть масса экспонатов, которые сложно или невозможно показать посетителю в реальности (т.к. хранятся в фондах/ утеряны/слишком маленького или большого размера и т.д.). Здесь на помощь приходят видеомэппинг, голографические витрины, и другие инсталляции. То же касается и рассказа о процессах, которые невозможно смоделировать в условиях музейного пространства.
Пример - Интерактивная песочница, сочетание песка и проекционных технологий, позволяющее наглядно показать формирование гор и водоёмов:
3) Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории
Профессиональный экскурсовод не будет одинаково вести рассказ для старшеклассников и малышей, для профессионалов и любителей, для тех, кто пришёл в музей первый раз и тех, кто хочет услышать что-то новое. То же касается и мультимедийных инсталляций индивидуального использования. Каждый может выбрать себе тот контент, который наиболее соответствует его интересам.
Пример - центр Parlamentarium (г. Брюссель) или Детский Экологический Центр (г. Санкт-Петербург), где всё информационное наполнение мультимедийных средств (экраны, киоски, аудиогиды) имеет два режима - для взрослых и для детей.
Для групп посетителей с ограниченными возможностями есть варианты интерактивных инсталляций с подъёмным механизмом, с задействованием тактильных ощущений, с использованием азбуки Брайля и др.
4) Осуществлять коммуникацию с посетителем
На входе в музей с помощью навигационных систем посетителю можно подсказать, где и какие экспонаты он может увидеть, в какие часы работает музей, и другую справочную информацию.
На входе в музейно-мультимедийную экспозицию «Вселенная Воды»
А ещё можно привести пример Музея Первой мировой войны (г. Ипр). Здесь уже коммуникация проходит сквозь всю экспозицию. В начале посещения гостю выдаётся браслет. По этому браслету:
- осуществляется вход и выход через турникеты,
- активизируется информация на киосках около витрин,
- вся активизируемая информация отправляется потом на электронную почту в виде pdf-файла.
Музей при этом получает базу данных своих посетителей и взаимное общение может быть продолжено!
5) Представлять музей во внешнем мире
Мультимедиа-инсталляции могут стать неплохим подспорьем в рекламном и маркетинговом продвижении музея. В конкуренции за посетителя музеи участвуют в различных культурных мероприятиях и мобильные выставочные комплексы помогают сделать это участие более ярким и полным.
Пример - проекционная установка «Цветущий яблоневый сад» для представления
на выставке Музея Коломенской пастилы
Как видно, мультимедиа - это совсем не только «экраны и тач-панели», а разнообразный, яркий инструмент, который при умелом обращении обогатит музейную экспозицию, а самое главное, усилит интерес посетителя к теме экспозиции.
Остаётся добавить, что интерактивные инсталляции в музее - это лишь часть общей картины. Важно гармоничное сочетание многих элементов - мультимедиа, интерактив, свет, звуковое сопровождение, дизайн интерьера, инфографика - всё должно быть собрано в единую картину.
Погружение в мир воды в мультимедийной экспозиции
Возьмём, к примеру, мультимедийную экспозицию «Вселенная воды». Мультимедиа-технологии, составляющие основу экспозиции, сочетаясь с оформлением интерьера, с подсветкой, звуковым сопровождением - показывают нам настоящий мир воды - изменчивый, красочный, масштабный.
И чтобы такая «единая картина» складывалась так, как нужно - требуется участие разных специалистов, а также экспертов со стороны музея. Тогда разрозненные исходные данные будут превращены в яркие музейные концепции, которые, в свою очередь, дадут жизнь обновлённой экспозиции в музее.