Место: Россия, г. Москва, Сретенский бульвар, 11
Заказчик: ПАО «ЛУКОЙЛ»
Сентябрь 2019 - начало реализации проекта: постановка задачи
Май 2021 - завершение всех работ, сдача комплекса в эксплуатацию
Впервые о необходимости создания корпоративного музея «ЛУКОЙЛ» в руководстве компании заговорили в 2003 году. Ушел целый год на сбор информации и отбор экспонатов для комплектования фондов по истории отечественной нефтяной отрасли в целом, и компании «ЛУКОЙЛ» в частности. В 2005 году музей был открыт. За 15 лет деятельность музея приобрела масштабный и многогранный характер. Несмотря на площадь всего в 80м2, на территории музея проводились корпоративные мероприятия, семинары и встречи, занятия со студентами и школьниками.
Следующей вехой развития музейного комплекса компании стало открытие в 2019 года павильона «Нефть» на ВДНХ. Специалисты Ascreen совместно с заказчиком создали научно-образовательное пространство, где наглядно рассказано о технологиях геологоразведки, добычи, транспортировки и использования нефти.
Требовалось обновление и корпоративному музею «ЛУКОЙЛ». К этому времени сотрудниками музея была проведена большая системная работа по формированию собрания, которое сегодня представляет один из крупнейших тематических фондов в стране. Все экспонаты и информационные материалы уже просто не помещались в старом здании. Когда музею была выделена новая площадь в 700м2, началась работа по созданию новой экспозиции.
Постановка задачи
Перед командой Ascreen был поставлена задача – показать историю освоения и развития нефтяной отрасли России через судьбы людей, через освоение новых территорий и внедрение передовых технологий. Часть экспозиции должна была рассказать о роли компании «ЛУКОЙЛ» в этом процессе. Данная задача была реализована с помощью уникальных экспонатов и мультимедийных технологий.
Комментирует ведущий специалист по работе с информацией Ascreen Андрей Шейкин: «Перед нами стояло несколько основных задач: создать музей, где у посетителя оставалось чувство какой-то подлинной реальности от общения с экспозицией; во-вторых, достоверно рассказать об истории нефтяной промышленности России и о деятельности самой компании «ЛУКОЙЛ». Надо понимать, что создавая музей нефтедобывающей компании, мы имеем дело с довольно сложным контентом, который нужно донести до посетителей в понятной форме».
Концепция пространства
Концепция музея создавалась на стыке возможностей и ограничений. С одной стороны, предстояло рассказать историю не только компании «ЛУКОЙЛ», но и всей нефтяной отрасли России. С другой – показать богатый предметный ряд, собранный сотрудниками музея за 15 лет его существования.
Так родилось тематическое деление, и появились две большие зоны: это историческая зона, рассказывающая об отрасли и значимых персоналиях, и современная зона, посвященная компании «ЛУКОЙЛ».
Тематическое повествование завязано на архитектурные особенности пространства музея. Комментирует куратор музейного департамента Ascreen Евгений Чуруксаев: «700 м2 – это довольно большая площадь, но тут мы столкнулись с не самой простой геометрий пространства: 23 окна по периметру, множество колонн, ротонды, ниши, непрямые углы. Нам удалось справиться со всеми нюансами. Колонн не видно. Окна все спрятаны, но доступ к ним сохранен. Все минусы пространства мы обратили в его плюсы».
Визуально пространство музея было решено организовать следующим образом. Внешний периметр посвящен событиям и процессам, сопровождавшим развитие нефтяной промышленности России. В этой части музея для оформления тематических блоков чаще всего используются природные материалы – медь и кирпич. Натуральные оттенки формируют своеобразный визуальный контур, который контрастирует с внутренним периметром, который выполнен в оттенках слоновой кости. Сделано это намеренно. Внутренний периметр посвящен людям и за счет светлого нейтрального оформления исторические личности, о которых рассказывает экспозиция, выходят на первый план.
Нетривиально выстроена структура экспозиции. Сначала посетители попадают в «керосиновый мир», затем преодолевают коридор, в котором показано развитие нефтяной промышленности в XIX веке, позднее погружаются в «бензиновый мир», а уже после попадают в наши дни, и знакомятся с современным состоянием компании «ЛУКОЙЛ».
Комментирует куратор Ascreen Евгений Чуруксаев: «Здесь есть два интересных момента – большая плотность экспозиционной насыщенности и в музее нет мест, где можно физически отдохнуть, но, не смотря на это, ритм прохода выстроен так, что человек здесь эмоционально и визуально отдыхает в определенных точках».
История развития отрасли не рассказывается единой цепью последовательных событий, а представляет собой набор ключевых сюжетов, описывающих историю нефтяного дела в России и деятельность ПАО «ЛУКОЙЛ». Сюжеты объединяются общей идеей – показать освоение нефти через судьбы людей – первопроходцев, которые при разных обстоятельствах, сталкиваясь с различными вызовами.
Входная зона и видеомэппинг на барельеф «Нефть на скрижалях истории»
На входе посетителей музея встречает тематический барельеф. Это и произведение искусства, и современная мультимедийная инсталляция, с помощью которой показан процесс добычи нефти в начале зарождения нефтяной отрасли и сейчас. Барельеф выполнил талантливый художник-скульптор Георгий Тандашвили. При взгляде на его работу возникает ощущение, что детали композиции как будто «вырастают» из стены, настолько тонко выполнены все элементы. Для достижения такого уровня детализации скульптор использует авторскую технику: сначала он рисует эскиз будущей работы прямо на стене, а потом придает изображению объем с помощью гипсовой смеси. Сюжет барельефа визуально разделен на две части: слева история нефтяной промышленности; справа - компания «ЛУКОЙЛ». И тут между двумя половинами барельефа возникает много параллелей – как перевозили нефть тогда и сейчас (поклажи с ослами или современные бензовозы), как добывали нефть и т.п. Центральное место в барельефе занимает легендарный танкер Владимира Шухова, внесший неоценимый вклад в создание инфраструктурных объектов нефтяной промышленности как на суше, так и на воде.
В этой инсталляции используется технология видеомэппинга. Для ее создания использовалось 4 проектора EPSON EB-L1075U и специальное программное обеспечение Vioso Anyblend. Это позволило добиться хорошего разрешения и получить единое и ровное поле изображения с учетом сложной геометрии поверхности. В режиме ожидания барельеф имеет акцентную подсветку, которая подчеркивает объем его элементов. При запуске ролика барельеф получает дополнительный объем и звучание за счет цветной подсветки и виртуальных теней, а посетители могут прослушать краткий рассказ о том, что их ждет в музее.
Комментирует генеральный директор Ascreen Алексей Сергеев: «Задача компании, которая работает с мультимедийными технологиями в музейных проектах – использовать их нестандартным образом. Мы стремимся применять их таким образом, чтобы вызвать либо эффект удивления, либо WOW-эффект у зрителя, либо стать тем самым нарративом, который помогает рассказать о том, что задумал сценограф».
Проекционная интерактивная стена «Нефть изначальная» и сценографический блок «Керосиновый мир»
Здесь размещен свиток, на который выводится проекция с рассказом о том, как неосознанно наши предки использовали нефть в повседневной жизни. Справа и слева от свитка находятся подсвеченные ниши со старинной амфорой и бюстом Петра I. Основатель Санкт-Петербурга первым издал Указ о необходимости централизованной добычи природных ресурсов.
Другой зрительский интерактив связан с картой, на которой обозначены основные центры добычи нефти в Российской империи. Перемещение по карте регулируется специальным вентилем. После того, как пользователь выбрал город, на карте с помощью проекции показывается, как добывалась нефть в этом регионе. Заканчивается блок реалистичным макетом «перегонного куба», символизирующего переход к керосину.
В первой ротонде музея разместился блок «Керосиновый мир». Попадая сюда, посетители через раскрытие темы керосина, осознают значение нефти для человечества. Оформленный в приглушенных тонах, зал поражает богатством предметного ряда. Здесь разместились десятки подлинных керосиновых ламп, самоваров и примусов, рекламные брошюры с керосином и керосиновым оборудованием, талоны на керосин и т.п.
Внутренние стены ротонды этой зоны обиты медью, что создает пространству дополнительный объем. Комментирует главный инженер мультимедиа проектов Ascreen Анатолий Борзунов: «Заходя сюда, взгляду посетителей открываются тематические видеосюжеты, связанные с разными этапами развития истории использования керосина. В условиях компактного помещения очень выручили ультракороткофокусные проекторы EPSON EB-700U. При этом сами проекторы скрыты от взгляда посетителей. Достигнуть этого мы смогли, обыграв архитектуру ротонды и задекорировав все оборудование. Непросто было и справиться с геометрией поверхности медных стен. Мы использовали специальное программное обеспечение Immersive Display Pro, чтобы скорректировать искажение изображения и получить правдоподобную картинку».
Следующая инсталляция называется «Изба». Зрители видят внешнюю стену традиционной русской избы. Сквозь окошко можно проследить, как происходила эволюция домашнего освещения: от лучины к свече, от свечи к керосиновой лампе, от керосиновой лампы к лампе Ильича.
Витрина с экспонатами «Нефтяная промышленность Российской империи»
Длинный проход между нишей «Керосиновым мир» и «Бензиновый мир» посвящен развитию нефтяной промышленности в XIX веке: слева находятся витрины с экспонатами с международных выставок, служивших местом завязывания деловых связей и обмена опытом; справа рассказывается история людей, внесших наибольший вклад в формирование нефтяной отрасли страны. В тот период выставка служила главной платформой для демонстрации результатов деятельности нефтепромышленников, фирм, учёных, изобретателей. Даты проведения выставок задают хронологию всей витрине. Посетитель последовательно знакомится с событиями, которые от начала зарождения нефтяной промышленности привели Россию к лидирующему месту в отрасли.
Витринное пространство поделено на пять тематических блоков, каждый из которых раскрывается отдельными сюжетами: Рождение нефтяной промышленности России (1867–1874); Олеонафты Виктора Рогозина (1875–1882); Наука о нефти и нефтепереработке (1883–1890); Технологический прорыв (1891–1898); Россия – лидер мировой нефтяной промышленности (1899–1914). В саму витрину встроены экраны. Посетители с помощью вентилей могут менять на них тематические ролики, выполненные в формате коллажа. Комментирует главный инженер мультимедиа проектов Ascreen Анатолий Борзунов: «В этой инсталляции реализована интеграция с системой освещения музея: при воспроизведении ролика подсвечиваются элементы предметного ряда, имеющие отношение к выбранной теме».
Интерактивный макет «Путь российской нефти»
Следующий тематический блок посвящен добыче российской нефти в XIX веке. Для этого создан детализированный гранд-макет с видеопроекцией и цифровым фоном по задней стороне витрины. Прокручивая вентиль рядом с витриной, посетители могут подробнее узнать об одном из 6-ти тематических блоков: добыча нефти; переработка нефти; транспортировка нефти; хранение и сбыт нефти и нефтепродуктов; первые социальные проекты в нефтяной отрасли России. В зависимости от выбранного раздела, подсвечиваются элементы соответствующей части макета, некоторые из них приходят в движение, а на задней стене запускается анимационный ролик.
Тематические зоны: «Товарищество Братьев Нобель»; «Сокровищница»; «Проектное бюро Бари и Шухов»
Напомним, внутренне кольцо экспозиции посвящено людям, внесшим весомый вклад в развитие нефтяной отрасли России. Первый блок рассказывает о вкладе династии Нобель в нефтяную отрасль страны. В стенд, посвященный одноименной компании, вмонтированы выдвижные ящички. Посетители могут самостоятельно с ними взаимодействовать и знакомиться с историческим предметным рядом.
Важный поворот в нефтяной промышленности наступил благодаря Товариществу братьев Нобель, которые первыми в России организовали собственную высокотехнологичную инфраструктуру с нефтепроводами, нефтебазами, железнодорожным и водным транспортом, обширной сбытовой сетью. Здесь находится витрина, оформленная как часть интерьера особняка Нобелей. На стенах висят фамильные портреты, а в витрине размещены семейные драгоценности - в том числе продукция ювелирной фирмы Фаберже.
Мы привыкли считать, что Карл Фаберже создавал знаменитые пасхальные яйца, но ассортимент его ювелирного дома был значительно шире. Он одним из первых стал делать из драгоценных и полудрагоценных металлов корпоративные сувениры для своих именитых клиентов. Для семьи Нобелей им создана целая серия авторских плакеток.
На разных этапах с нефтяниками сотрудничали авторитетные российские ученые и инженеры, такие как Дмитрий Менделеев и Владимир Шухов. Последний оставил огромное инженерное наследие, разработал конструкцию первых в мире цилиндрических резервуаров-нефтехранилищ и нефтеналивных барж, создал более совершенные нефтеперегонные аппараты, а также оборудование для промышленного получения бензина. Здесь представлен тематический блок, посвященный проектному бюро Бари и Шухова.
Привлекает внимание реплика исторического кульмана. Благодаря ЖК-панели посетители могут наблюдать за процессом создания какого-либо проекта знаменитого архитектора: первый российский нефтепровод или первый в мире цилиндрический резервуар.
Слева от кульмана расположена имитация окна. Инсталляция называется «Мир глазами Шухова». Владимир Григорьевич оставил после себя не только большое архитектурное наследие, но и много фотографий. Он был большим фотолюбителем. В оконном проеме зациклен ролик, состоящий из оцифрованных фотографий из архива архитектора. Здесь же разместилась оригинальная модель пенни-фартинга (велосипед). Примерно на таком любил кататься сам Владимир Григорьевич.
Тема окон продолжена в оформлении всей зоны между пространством «Керосиновый мир» и «Бензиновый мир». По линии прохода на пол проецируется тень светящихся окон, создавая иллюзию, что мы идем вдоль особняка братьев Нобелей.
«Бензиновый мир»
В переходе между зонами разместилось крыльцо аптеки. Присутствие аптеки тут не случайно. Раньше в ассортименте фармацевтов обязательно присутствовал керосин. Его мы можем наблюдать в окне рядом с крыльцом, там разместилась витрина с пузырьками и склянками из ассортимента аптекаря.
Главный герой этого раздела экспозиции – автомобиль Форд Т (модель Т) также известный, как «Жестяная Лиззи» (англ. Tin Lizzie) — автомобиль, выпускавшийся фирмой «Ford Motor Company» с 1908 по 1927 гг. Пол зоны имитирует уличную брусчатку, рядом стоит фонарь и внешняя стена кирпичного дома. На машину можно не только посмотреть, но и прокатиться на ней. Мультимедийная система позволит совершить путешествие по улицам дореволюционной Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Царицына и Баку.
Авторы музея подумали и о любителях селфи. Рядом с машиной находится тумба с афишами. В нее встроена фотокамера. На выходе из музея посетители смогут получить свою электронную фотографию в ретро образе. Справа от панорамного экрана находится разлом стены, который олицетворяет переход к периоду начала Великой Отечественной войны.
Продолжает зону XX века инсталляция ДК «Нефтяник», представляющая из себя внешне импровизированную сцену с плотными занавесями справа и слева от сцены. На экране можно посмотреть фрагменты ретрофильмов о нефти и нефтяной промышленности.
«Великая Отечественная война. Битва за нефть»
Здесь размещена витрина с предметным рядом и бочка с обратной видеопроекцией. В режиме ожидания мы видим стопку старинных газет со статьями, рассказывающими про значение нефти во время войны. В активном режиме на экране рядом с витриной проецируется вводный фильм, посвященный событиям, предшествовавшим революции и первым этапам становления нефтяной отрасли СССР.
«Нефтяная отрасль СССР 1945–1991 годы»
««Нефтяная отрасль СССР 1945–1991 годы» Продолжает проход интерактивная карта «Нефть страны советов», напротив которой размещен инсталляционный блок, посвященный руководителям нефтяной отрасли СССР. В центре находится модель кабинета предполагаемого министра промышленности.
Узнать историю руководителей нефтяной отрасли тех лет помогает не только предметный ряд, но и реалбук. Перелистывая страницы «книги», можно познакомиться с документальными свидетельствами того периода.
С помощью планшета посетитель выбирает интересующий его период и видит состояние инфраструктуры в разные годы XX века.
Наградная система СССР
Следующий зал рассказывает нам о наградной системе СССР. Здесь обращает внимание на себя тематическая витрина. Стекло витрины является сенсорным. Комментирует главный инженер мультимедиа проектов Ascreen Анатолий Борзунов: «В этой инсталляции мы использовали сенсорное стекло площадью 2х3 метра. Большой размер поверхности позволил настроить взаимодействие посетителей как с дисплеем, так и с физическими объектами, размещенными за стеклом, сохранив их визуальное единство». Нажимая на стекло напротив интересующей медали, посетитель видит дополнительную информацию об этом виде наградной продукции. Рядом с витриной разместился красочный коллаж, выполненный из плакатов и афиш тех лет.
Иммерсивная зона «Рождение компании ЛУКОЙЛ»
Здесь посетители попадают в иммерсивное пространство, где видеоряд возникает не только на стенах, но и на полу. Для обеспечения работы этой инсталляции используется более двух десятков проекторов и шесть серверов. В активном режиме видеоряд появляется на стенах и полу, создавая у посетителей мощный зрительский эффект. Комментирует главный инженер мультимедиа проектов Ascreen Максим Дворецкий: «Эта зона является одной из самых технологически сложных. Проекция 360 градусов создает вокруг посетителей иммерсивное пространство. Инсталляция помогает гостям перенестись в те времена, когда компания «ЛУКОЙЛ» начинала освоение Сибири».
В режиме ожидания зрители видят вокруг себя природу Западной Сибири. При просмотре мультимедийного шоу посетитель погружается в историю освоения данных территорий, рассказ о трудностях работы и быта первопроходцев, а также о развитии и застройке территорий городов Когалыма, Урая и Лангепаса. Кульминацией сюжетной линии оказывается основание компании «Лукойл».
Эта зона может быть использована для проведения конференций и выступлений. Тогда на стены вокруг могут проецироваться презентации, тематическое видео и другой визуальный контент. На поверхностях пространства контент воспроизводится с помощью технологии проекции.
Иммерсивная зона «Компания ЛУКОЙЛ»
Завершает экспозицию иммерсивная зона «Компания ЛУКОЙЛ» - самый большой зал музея. Центральное место здесь занимает 21-метровый панорамный экран, изогнутый в двух плоскостях. Комментирует главный инженер мультимедиа проектов Ascreen Максим Дворецкий: «Здесь находится самый большой экран музея. Его ширина – 21 метр. Экскурсовод может с беспроводного планшета запустить тематические ролики. Посетители - полистать историю и даже сделать селфи на память с помощью сенсорного стола, а во время мероприятий доступен режим конференции, где докладчики демонстрируют свои презентации. Индивидуальное взаимодействие с инсталляцией возможно с помощью прозрачного сенсорного стола. Пользователь перемещается по разделам контента и просматривает видеоролики».
На экране показаны 5 информационных блоков, которые соответствуют 5 бизнес-направлениям компании: геологоразведка и добыча; транспортировка; переработка; сбыт; энергетика. Каждый блок предлагает гостям посетить производственные объекты компании. В режиме заставки на экране отображается видео полета над планетой, где появляются объекты «ЛУКОЙЛ». С помощью пульта управления можно выбрать тот или иной «остров», посмотреть информацию о бизнес-направлении, запустить видео и даже сфотографироваться (в колонку рядом с пультом встроена камера).
Слева от панорамного экрана размещены 2 большие витрины с документами и артефактами, рассказывающими об истории компании «ЛУКОЙЛ». Между ними размещен экран, на котором отображается историческая шкала развития компании, а также есть раздел «персоналии».
Инсталляция «Путь нефти в ХХI веке»
С другой стороны от основного экрана зала располагается зона, демонстрирующая бизнес-сегменты компании «ЛУКОЙЛ». Инсталляционный комплекс, состоящий из набора встроенных в стену интерактивных, мультимедийных и витринных модулей. Посетитель последовательно знакомится с современным путём нефти от скважины до конченого потребителя через основные направления деятельности компании «ЛУКОЙЛ». Для вовлечения посетителя в тему (в зависимости от сюжета) инсталляция предполагает разноформатный тип контента и механику управления.
Комментирует главный инженер мультимедиа проектов Ascreen Максим Дворецкий: «Особенность данной экспозиции в том, что посетитель может сам взаимодействовать с инсталляциями благодаря интерактивным решениям, как сенсорным, там и механическим».
Каждому сегменту посвящены три экрана: первый экран представляет из себя промовизор с голограммами объектов направления (например, нефтяной завод); второй экран – это витрина со стеклом-прозрачной матрицей (прикасаясь к стеклу посетители получают дополнительную информацию об экспонатах за ним); тач-экран – по сути это информационно-справочная система (здесь собраны пресс-релизы направления + карточки с фактами).
Этот зал также, как и зал «Рождение компании ЛУКОЙЛ», может использоваться для проведения конференций и докладов. Заканчивается музей инсталляцией «бочки». Бочки тут выступают витриной для экспонатов. В подсвеченных разрезах посетители видят современную продукцию ПАО «ЛУКОЙЛ». На выходе мы видим тематические блоки, посвященные социальному партнерству. Тут представлен фото, видео и предметный ряд, отражающий эту страницу деятельности компании.
Комментирует главный инженер мультимедиа проектов Ascreen Анатолий Борзунов: «Важным достижением команды проекта является то, что все используемые мультимедиа-технологии максимально скрыты от пользователя за счет архитектуры и оформления: ЖК-панели обыграны различными способами, аккуратно встроены в витрины, стилизованы под картины, шкафы и окна».
Результат
В результате сплоченной работы двух команд – команды заказчика и команды компании Ascreen, появился ультрасовременный музей, где объективно показан путь развития нефтяной отрасли России, а также представлено прошлое, настоящее и будущее компании «ЛУКОЙЛ».
Комментирует главный инженер мультимедиа проектов Ascreen Максим Дворецкий: «В этом проекте нам удалось органично использовать различные мультимедийные технологии для раскрытия основной идеи экспозиции».
Авторы проекта смогли наглядно показать, какое влияние оказывает «нефть» на жизнь человека вот уже несколько столетий. Усилия сотен людей по всей стране: от первопроходцев до ученых и промышленников, помогли заложить фундамент, который стал основой для развития нефтяной отрасли России, залогом того, что сегодня в каждом доме есть энергия и тепло. И большой вклад в этот процесс вот уже 30 лет вносит компания «ЛУКОЙЛ».
«Я считаю, что нам есть чем гордиться. Это невероятная работа двух больших команд. Я рада, что нам вместе удалось создать один из лучших музеев нефтяной промышленности в России – музей компании «ЛУКОЙЛ» – отметила продюсер Ascreen Полина Мельник.