Это разговор состоялся по следам конференции «Современный музей в России: форма и функция», которую мы провели совместно с проектом «Балтия» 22 апреля в Санкт-Петербурге. Одним из спикеров мероприятия был дизайнер и проектировщик Корд-Хинрих Гроте из ATELIER BRÜCKNER. Он работает арт-директором в прославленном бюро с 2010 года. С ним мы порассуждали о музейной архитектуре.
Вы занимаетесь музейным проектированием уже более 20 лет. Что фундаментально поменялось в подходах к созданию музейных пространств за эти годы?
Сразу несколько сменившихся парадигм потрясли музейную сферу.
- Цифровая революция и развитие сети Интернет.
Если любую информацию можно получить в один клик, зачем мне идти в музей? Многие музеи были вынуждены пересмотреть свои программы. Неструктурированная и плохо доступная информация, тысячи, казалось бы, идентичных объектов в пыльных витринах, научные тексты, которые непонятны обычным людям – это все устаревшие формы экспонирования, которые больше не воспринимаются публикой во всем мире.- От скучного изложения к вовлечению - «Мы даем вам знания, просто потребляйте их».
Конечно, научные факты остаются научными фактами, но современные музеи также должны развивать форматы вовлечения аудитории. Люди не так глупы, чтобы просто читать сухие факты, они хотят быть вовлеченными. Продвинутые музеи уже сейчас могут создавать специализированные сообщества (в том числе с помощью социальных сетей и программ постпосещения), давая своим посетителям возможность высказаться, а не только получать контент.- Сторителлинг
Создание выставки становится похожим на рассказывание интересных историй, которые расположены в пространстве, где экспонаты запускают ассоциации и смыслы. Эти стратегии оказались весьма успешными. Не только как способ создать новые дизайнерские приемы, но особенно как наиболее органичный инструмент для более глубокого понимания контента.
Как вам кажется, должен ли музейный проектировщик влиять на архитектурную форму музейного пространства?
Очень желательно, чтобы музейные кураторы и музейные проектировщики выставок собирались вместе, чтобы выработать общее видение проекта. На основе этого музейный проектировщик создаст музейный бриф и концепцию для архитектора. Только после этого архитектор приступит к созданию проекта здания музея.
Как вам кажется, нет ли перекоса в усилении развлекательной функции современных музеев?
Мне кажется смешным, что в наши дни музеи стесняются выставлять экспонаты, для которых требуется описание более чем в двух предложениях. Но, развлекательные элементы помогают легче воспринимать сложный контент. Особенно полезными могут быть возможности современных медиа и цифровых технологий. И здесь их применение не равнозначно развлечению. Существуют бесконечные возможности для их использования. От того, чтобы захватить ошарашенного посетителя воздействуя на все органы чувств, до применения сложных интерактивных инсталляций, где нужно думать.
Какой музей лично на вас произвел наибольшее впечатление и почему?
Национальный музей Ирландии в Дублине. Потому что там все эти скелеты и динозавры, а мне на тот момент было всего 7 лет или около того.
Создавая музей, вы учитываете менталитет страны, в которой он находится?
Конечно. Работа с контекстами во всех смыслах лежит в основе нашей философии проектирования.
Если бы вам предложили создать музей для детей и при этом самому задать основную тему экспозиции – о чем был бы такой музей?
Это сложный вопрос. Я думаю, что детям важно научиться пользоваться всеми цифровыми медиа: не просто нажимать на кнопки, а лучше научиться как относиться к чужому мнению (или даже пропаганде), основываясь на фактах; научиться защищаться от негативных высказываний; понимать как работают социальные сети и т.п.
Где вы черпаете вдохновение для своих новых проектов?
Желательно НЕ на Pinterest